Леонид Быков в фильме "Максим Перепелица" (1955) и Леонид Харитонов в фильме "Солдат Иван Бровкин" (1955)
Если почитать интервью кинематографистов, которые работали в 50-е годы, то часто они упоминают тот факт, что Хрущев, придя к власти, в ходе борьбы с культом личности Сталина побуждал снимать фильмы о современности и новом послевоенном укладе жизни.
В частности и об армии.Таким образом в прокат 1955 года вышла цветная комедия с высоким бюджетом "Солдат Иван Бровкин", которая тепло была встречена зрителями и побила рекорды проката - на нее пришло аж 40 миллионов человек.
А вот критиками фильм был встречен прохладно, они недоумевали, чем так привлекла народ история о перевоспитании армией непутевого деревенского парня Ивана. Звучали такие эпитеты как пошлость, псевдонародность... Особенно старался в критике известный режиссер Григорий Козинцев (именно его письмо начинающему режиссеру Анатолию Гранику приводит в своей книге " Гибель советского кино. Интриги и споры" Федор Раззаков):
...лица действующих лиц. Сытые, тупые, без тени мысли в глазах. Пейзажи с «лирикой» и гармошкой, дурацкие частушечные припляски юных кретинок вокруг гармониста.
Михаил Пуговкин и Леонид Харитонов в фильме "Солдат Иван Бровкин" (1955)
Чем же так вывела из себя прославленного режиссера безобидная комедия с блестящим актерским составом? Скорее всего тем, что в этот момент Анатолий Граник снимал под руководством Козинцева другую музыкальную комедию о непутевом деревенском парне в армии - "Максим Перепелица". Также с блестящим актерским составом, только деревня была украинская, фильм черно-белый, а сам Перепелица несколько похитрее простака Бровкина.
Кстати, что интересно, в обоих фильмах появилась Татьяна Пельтцер.
Татьяна Пельтцер в фильмах "Солдат Иван Бровкин" (1955) и "Максим Перепелица" (1956)
Что характерно, оригинальная история обоих фильмов принадлежит перу Ивана Стаднюка. Тремя годами ранее вышла его повесть «Максим Перепелица», которая быстро набрала популярность и по ней даже был поставлен радиоспектакль.
Этот спектакль и услышал однажды сценарист «Ивана Бровкина» Георгий Мдивани. Под впечатлением он написал по нему сценарий, не зная о том, что сам автор в этот момент уже адаптирует свое произведение под кинофильм. Ну, в том, что он об этом не знал, есть некое лукавство. Узнал, но слишком поздно, когда съемки обоих фильмов уже начались. И тогда творческое руководство «Бровкина» предпринимает некрасивый ход — упрашивает ответственных пустить фильм в прокат раньше «Максима Перепелицы».
Кадр из фильма "Максим Перепелица" (1956)
После показа разразился скандал. Иван Стаднюк даже публично выразил свое негодование поступком Мдивани, опубликовав письмо в газете, где говорилось о том, что он не давал согласие на использование своего произведения для сценария фильма "Солдат Иван Бровкин". Мдивани какое-то время отказывался признавать себя плагиатором, но после недружественных бесед с руководством, был вынужден позвонить Стаднюку с извинениями. И реабилитировался уже с продолжением фильма - "Иван Бровкин на целине", которое вышло тремя годами позже.
Кстати, куда тогда смотрело Госкино? Которое разбирало по косточкам каждый сценарий. Ведь и Бровкина, и Перепелицу не по одному разу возвращали на доработку. При этом не разглядев главного - что сценарии похожи. Хотя, вот честно признаться, автор этой статьи, например, как зритель никогда ранее не видел в них сходства.
А "Максима Перепелицу" это все равно не спасло. Ни продолжения, ни хорошего проката у него не было. На этот фильм пришло на 13 миллионов меньше зрителей, чем на "Бровкина". Что, кстати, странно, потому как сейчас почему-то многим нравится больше именно "оригинальный" Перепелица.
А вам какой фильм больше нравится?
Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!
Свежие комментарии