На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Про шоубиз

2 792 подписчика

Свежие комментарии

  • Елена
    Нет такого города Осташково.Есть город Осташков.Если точнее ,то родилась она в деревне Подлядье,Тверской области,это ...Большая любовь пр...
  • Диночка
    Честно говоря мне глубоко плевать, страдает ли Д. Нагиев вообще хоть чем-то...)🙃Зазнавшегося Дмит...

Советские фильмы о космосе, снятые до первого полета Гагарина

Всегда любопытно пересматривать старые фантастические фильмы. Особенно, если будущее, показанное в них, уже наступило. У зрителя всегда есть возможность сравнить, насколько далеки были наши недавние предки от истины.

Что характерно, сценарии писали не только по произведениям научной фантастики, которая печаталась в те годы, но и прибегали к консультациям самих ученых. А некоторые наши технологии в производстве фантастического кино потом активно заимствовали в мире.

Аэлита (1924)

Кадр из фильма "Аэлита" (1924)

Кадр из фильма "Аэлита" (1924)

Снятый режиссером Яковом Протазановым фильм "Аэлита" является довольно вольной экранизацией одноименного романа Алексея Толстого. В повествовании говорится о полете на Марс, королеву которого сыграла актриса Юлия Солнцева. Помимо нее в фильме занят действительно звездный состав - Игорь Ильинский (это была его первая роль), Михаил Жаров, а также дядя Алексея Баталова Николай.

Выходу фильма предшествовала большая рекламная кампания, а потому в Москве и Петербурге его посетило рекордное количество человек, в остальных регионах интерес был чуть ниже. Многие ничего не поняли из того, что происходило на экране. И даже яркие декорации Марса, выполненные художником Виктором Симовым, не спасли ситуацию. Зато вошли во все энциклопедии мирового кино.

Декорации Марса в фильме "Аэлита" (1924)

Декорации Марса в фильме "Аэлита" (1924)

Уже позже, в 60-х годах, сюжет "Аэлиты" советские критики назовут сумбурным.

Позже фильм все-таки проник за границы страны. И там к нему оказались более благосклонны. Например, известный американский писатель-фантаст Фредерик Пол в 1981 году говорил о нем так:

«Аэлита», при всех её недочётах, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Лишь полвека спустя (с появлением «Соляриса») советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее.

А сегодня этот фильм, хоть и является далеко не первой экранизацией фантастики в мире, но входит в золотой фонд мирового кино.

Космический рейс (1935)

Кадр из фильма "Космический рейс" (1935)

Кадр из фильма "Космический рейс" (1935)

Еще один фильм, ставший классикой мирового кино - это "Космический рейс" режиссера Василия Журавлева. В основе немного наивного и даже пропагандистского сюжета - полет на Луну группы исследователей на корабле "Иосиф Сталин". Главную роль тут сыграл Сергей Комаров, а также в этом фильме впервые появился на экране легендарный советский актер Сергей Столяров. Позже он сыграет в еще одном фильме о космосе "Туманность Андромеды" (1967).

Особую ценность фильму придает тот факт, что техническими моментами сценария занимался сам "отец космонавтики" Константин Циолковский. Он высоко оценивал влияние кино на людей и потому с энтузиазмом согласился на разработку декораций, а также чертежей ракеты. Этот опыт потом подхватили киношники на западе и стали активно привлекать ученых к консультациям.

Старт ракеты в фильме "Космический рейс" (1935)

Старт ракеты в фильме "Космический рейс" (1935)

Дорога к звездам (1957)

В основе сюжета фильма теории Циолковского, а также первый полет человека в космос и высадка на Луну, изображенные на экране за несколько лет до полета Гагарина и даже до запуска первого искусственного Спутника Земли.

С научной точки зрения фильм устарел, а вот с художественной режиссер Павел Клушанцев занял достойное место среди мастеров фантастического жанра. Многие приемы в кинематографе он применил на целое десятилетие ранее самого Стенли Кубрика.

Кадр из фильма "Дорога к звездам" (1957)

Кадр из фильма "Дорога к звездам" (1957)

Я был спутником Солнца (1959)

А вот этот фильм Виктора Моргенштерна уже снят после запуска Спутника, но все еще до полета Гагарина. Он имеет полноценный драматический сюжет, а также элементы мультипликации в основе.

Тут были задействованы известные актеры Павел Махотин, Владимир Емельянов, а также Георгий Вицин.

Кадр из фильма "Я был спутником Солнца" (1959)

Кадр из фильма "Я был спутником Солнца" (1959)

Небо зовет (1959)

В основе сюжета фильма Александра Козыря и Михаила Карюкова - соперничество русских и американцев за первенство в исследовании Марса. По закону жанра иностранцы попадают в неприятности, а наши их выручают.

В 1962 году вышла американская версия фильма под названием "Битва за пределами Солнца". Конечно, сюжет несколько переделали.

Кадры из фильма "Небо зовет" (1959)

Кадры из фильма "Небо зовет" (1959)

Кстати, наработки художника фильма Юрия Швеца позже использовал все тот же Стенли Кубрик в своей "Космической Одиссее 2001".

Планета Бурь (1961)

Еще один фильм Павла Клушанцева, получивший мировое признание. Правда, в прокат он вышел в апреле 1962 года, как раз в годовщину первого полета в космос. Но мы не можем его не отметить, так как фильм оказал огромное влияние на всю мировую фантастику, которая выходила уже после.

В основе сюжета - полет на Венеру, где была обнаружена впоследствии жизнь.

Кадр из фильма "Планета бурь" (1961)

Кадр из фильма "Планета бурь" (1961)

Фильм закупило 28 стран, а в Америке с ним вышла скандальная история. Он был полностью перемонтирован, досняты какие-то эпизоды с американскими актерами. В прокат же кино вышло в 1965 году под названием "Путешествие на доисторическую планету". Георгий Жженов, кадры с которым вырезать не удалось, предстал в титрах как Курт Боден, а Геннадий Вернов как Роберт Чантал.

Вот такие дела:)

Подпишитесь на наш сайт, чтобы не пропустить самое интересное!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх